Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов
к образованию и воспитанию молодежи.
    Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на
этот вопрос.
Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как
о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании
у молодежи определенных знаний и умений, о способности применять эти знания на практике.
   
В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание -
это целенаправленное управление процессом развития личности
(Х. И. Лийметс).
   
В настоящее время в области воспитания существует много проблем.
   
Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества.
Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, разрушаются
сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или,
напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы
у детей, о чём свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делает
очевидными проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
   
В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось
количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне,
но предоставленных самим себе. Всё это делает очевидной необходимость повышения
статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов,
реально занимающихся развитием детей, - школы.
   
Программа развития воспитания в Казачинской средней общеобразовательной школе
включает в себя модель социокультурной среды и программу работы с ней, основные
принципы и функции воспитательного процесса, разработку конкретных целей по формированию
личности ребенка, задач, определяющих сущность воспитательного процесса,
концепцию воспитательной системы, ее содержание и организацию.
   
Основные принципы и функции воспитательного процесса
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на
основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную,
нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип – гармония человека с природой. В процессе обучения
и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка,
относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип – гармония человека с культурой. Культурологический
фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах,
законах, традициях, формирования представлений об эстетических идеалах народа,
на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека
с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного,
самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина.
Четвертый принцип – самосознание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности
школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям, самоопределение,
самовоспитание, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганду здорового
образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной
реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований,
которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность
оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость,
самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и
в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту,
честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности,
развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и
внешкольных связей;
защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого,
в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью
предупреждения негативного влияния на формирование личности;
компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения,
демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности,
обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития
школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех
участников воспитательной системы.
Цели и задачи по формированию личности ребенка
Основные ценностные ориентиры определены в модели выпускника Казачинской
средней общеобразовательной школы. Это воспитание гуманности и
ответственности по отношению к родителям, детям, обществу, культуры
общения и поведения, порядочности и трудолюбия, милосердия и духовно –
нравственных ценностей, формирование бережного отношения к окружающему миру,
развитие способностей к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В идеале ученик под действием педагогических средств учителя должен встать
на путь самообразования и самовоспитания самого себя, на путь сознательного
и ответственного выбора тех способов и действий, которые способствуют сохранению
культуры, природы и жизни.
Модель выпускника Казачинской средней общеобразовательной школы
Я – здоров
Я – интеллигент
Я – часть своей малой Родины и часть Отчизны
Я – личность, способная участвовать в микроустройстве
Я – часть семьи
Я – человек планеты Земля
Исходя из этой модели, целевая направленность школы – формирование личности,
способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации
и самоопределении учебной и профессиональной деятельности с опорой на ценностные ориентиры:
здоровье, семью, труд, Отечество, искусство.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс,
все структуры, учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся,
традиции и всю воспитательную среду через выполнение следующих задач воспитания:
1. Укрепление здоровья ребёнка.
2. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования,
в организацию внешкольных и внеклассных мероприятий с целью обеспечения
самореализации личности.
3. Развитие самоуправления, самообслуживания.
4. Воспитание высоконравственной, культурной личности,
настоящего гражданина своего Отечества.
5. Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе.
Концепция воспитательной системы школы
Концепция воспитательной системы школы опирается на следующие принципы:
хорошее здоровье - источник жизнерадостного мировосприятия;
душевный комфорт, атмосфера дружелюбия;
всеобщая забота;
стремление нести в школу радость и мир;
развитие личности через творчество;
развитие стремления познать свое Отечество;
воспитание поступками и делами.
Структура воспитательной работы в школе
Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и
формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность
в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным
отношениям;