раздел: ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
 Главная страница
   
 Историческая справка
 
 Программы развития
 
 Учителя
 
 Достижения
 
 Фотогалерея
 
 Новости
 
  Лучшие сочинения школы

Муниципальное образовательное учреждение
Казачинская средняя общеобразовательная школа Шацкого района Рязанской области

 

 

  • Музей "Истоки"
  • (скачать документ по этой теме)
  • Мероприятия на базе музея


  • Пояснительная записка

        Молодежь - замечательный отряд человечества. Она сильна и не боится потрясений. Она бесстрашна в борьбе, но ее необходимо воспитывать в духе патриотизма, любви к Отечеству. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков, их быте, промыслах и героическом прошлом.
        С этой целью была создана программа работы школьного краеведческого музея «Истоки», которая предполагает изучение малой родины с точки зрения её истории, совершенствования бытовых условий жизни, развития народных промыслов и культурных традиций, исследования условий жизни и труда в мирное и военное время жителей с. Казачья Слобода Шацкого района Рязанской области.
        Данная программа рассчитанa на учащихся 5-11 классов. Общее количество часов – 400 (из расчета 200 часов по разделу «Военная история», 200 часов по разделу «Этнография»).
    Программа составлена на перспективу.
    Цели:
  • Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

  • Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.


  • Задачи:
  • Изучить историю образования г. Шацка, с. Казачья Слобода, их становления и развития.

  • Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей села Казачья Слобода.

  • Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея «Истоки».

  • Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах деятельности.

  • Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

  • Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родной край.

  • Донести до каждого школьника правду о войне, прикоснуться к истокам мужества, воскресить подвиги безвестных героев, чтобы самим становиться благороднее.

  • На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.


  • Умения:
  • осуществлять сбор материала (интервью, беседы);

  • уметь обработать собранный материал и представить в виде творческой работы;

  • работать с дополнительной литературой по истории родного края;

  • правильно излагать материал при проведении экскурсий в школьном музее.


  • Содержание программы по разделу «Этнография»


    1. Введение.
    Что такое краеведение? История создания школьного музея «Истоки».

    2.История земли Шацкой.
    Историческое образование города Шацка и села Казачья Слобода. Казачьи поселения на Шацкой земле. Население края. Памятники архитектуры города Шацка. Экскурсии по городу Шацку, в Свято-Успенский Вышинский и Николо-Чернеевский монастыри.

    3. г. Шацк в годы революции и Великой Отечественной войны.
    Революционное прошлое города Шацка. Поисковая работа по сбору материала о И. И. Чуфистове. Систематизация собранных материалов и оформление экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения И.И. Чуфистова. Подготовка лекторской группы.

    4. Трудовое начало с. Казачья слобода.
    Образование колхоза на территории села. Трудовые будни жителей села, их вклад в развитие колхоза в период с 30 по 90 годы. Встреча с жителями села. Подготовка лекторской группы.

    5. Быт сельчан. Орудия труда, предметы быта конца 19 начала 20 века. Русская горница, одежда жителей села. Встречи с жителями села. Поисковая работа по сбору старинных предметов. Оформление выставок. Подготовка лекторской группы.

    6. Кустарные промыслы. Развитие народных промыслов в Шацком уезде. Работа с музейными экспонатами выставок «Предметы мужского промысла», «Женское рукоделие», «Плетеные изделия». Оформление экспозиции «Из бабушкиного сундука». Встреча с народными умельцами. Посещение Желанновского краеведческого музея. Подготовка лекторской группы.

    7. Фольклорные традиции. Фольклор как вид искусства. Фольклорные традиции с. Казачья Слобода. Поисковая работа по собиранию фольклорного материала (песни, игры, обряды и т.д.). Встречи с жителями села. Систематизация и оформление собранного материала. Творческие работы ребят. Подготовка и проведение фольклорного праздника «Деревенские посиделки», «Старый бабушкин сундук». Подготовка лекторской группы.

    8. Литературное наследие земли Шацкой. Поэзия родного края. Творческий путь поэта-фронтовика С.К. Михантьева (поисковая работа). Систематизация собранного материала о жизни и творчестве С.К. Михантьева. Красота родного края в творчестве поэтов-земляков А. Потапова, А. Сенина. Поисковая работа по сбору материала о творчестве поэтов – земляков Ю. Хлыстова и В. Хлыстова. Систематизация собранного материала по творчеству Ю. Хлыстова и В. Хлыстова и оформление выставки. Подготовка и проведение поэтического вечера-встречи с поэтами-земляками. Подготовка лекторской группы.

    9. Экскурсии.
    Подготовка и проведение экскурсий по темам:
  • Народные промыслы и рукоделие.
  • В старинной русской горнице.
  • Крестьянские орудия труда.
  • История села Казачья Слобода и г. Шацка.
  • Люди села Казачья Слобода.


  • 10. Мероприятия.
  • Фольклорный праздник «Старый бабушкин сундук».
  • «Пока Иваны живы – Русь жива». Краеведческий урок к 120-летию со дня рождения И.И. Чуфистова.
  • Деревенские посиделки.
  • Устный журнал «Фронтовыми дорогами» (по поэзии С.К. Михантьева, к 60-летию Победы).
  • Поэтический вечер – встреча с поэтами – земляками.


  • Примечание: разделы программы могут меняться местами в зависимости от учебной необходимости.

    Содержание программы раздела «Военная история»


    1. Введение.
    Что такое краеведение? История создания школьного музея «Истоки». Организация работы клуба «Красная гвоздика».

    2. Историческое прошлое Шацкой земли.
    Наш край в годы ВОВ. Казачинцы – участники войны. Женщины – фронтовички. Поисковая работа: сбор персональных данных об участниках ВОВ. Оформление фотостенда к 60- летию Победы. Поисковая работа по сбору воспоминаний, записи мемуаров ветеранов войны. Создание фонотеки «Песни военной поры». Экскурсии в музеи Боевой славы школ района.

    3. Героическое прошлое.
    Героизм на фронте. Наши земляки – герои СССР и полные кавалеры Ордена Славы. Участники партизанского движения. «В глубоком вражеском подполье», деятельность организации «Молодая гвардия». Иван Земнухов – один из руководителей. Систематизация материала и обновление экспозиции. Подготовка лекторской группы.

    4. Трудовое прошлое.
    «Все для фронта, все для победы!» - героизм сельских тружеников в годы ВОВ. Вдовы села Казачья Слобода. Систематизация имеющегося материала и обновление экспозиции. Встречи с вдовами. Подготовка лекторской группы.

    5. Люди села Казачья Слобода.
    Фронтовой путь Михантьева С.К., бывшего директора Казачинской начальной средней школы. Систематизация собранного материала о военном прошлом Степана Кузьмича. Подготовка лекторской группы.

    6. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
    Защита Отечества – священный долг каждого гражданина. Знакомство с Книгой Памяти. Уроки мужества «За честь и славу Отчизны», «Урок Отечества». Уход за местами захоронения участников ВОВ. Акция милосердия «Забота» (помощь ветеранам).

    7. Локальные войны.
    Участники боевых действий в Афганистане. Участники боевых действий в Чечне. Сбор новых и систематизация имеющихся материалов. Встречи с участниками войн. Подготовка лекторской группы.

    8. Экскурсии.
    Подготовка и проведение экскурсий по темам:
  • История создания зала Боевой славы.

  • Шатчане – герои СССР.

  • Наш земляк – Иван Земнухов.

  • Солдатские вдовы.

  • Ветеран Отечественной войны, поэт – фронтовик Михантьев С.К.

  • Воины – афганцы.

  • Воины – участники боевых действий в Чечне.


  • 9. Мероприятия.
    Вся воспитательная работа школы направлена на подготовку и празднование 60-летия Великой Победы.
  • Урок Отечества.

  • «Звезды памяти светятся в нас». Литературно-музыкальная композиция.

  • Военно- патриотический месячник с 23 января по 23 февраля.

  • Вечер – встреча с ветеранами ВОВ. Концерт «Поклонимся великим тем годам».

  • Конкурс – смотр строя и песни.

  • Вахта памяти.


  • Примечание: разделы программы могут меняться местами в зависимости от учебной необходимости.

    Результативность программы

        В результате освоения данной программы учащиеся должны знать историю своей малой родины, ее героическое прошлое, помнить о людях, прославивших Шацкую землю в годы Великой Отечественной войны, воспевших красоту природы родного края в поэтических творениях, а также знать особенности быта жителей своего села, промыслов, существовавших в давнюю пору и в настоящее время, чтить традиции своих предков.
        По итогам работы оформить экспозиции в школьном музее «Истоки», альбомы, фотовыставки, подготовить и провести встречи, праздники, поэтические вечера.

    Экспозиции музея


    Раздел «Этнография».
        Сбор краеведческого материала начался с 1993 года. Сначала собранный материал хранился в кабинете истории. Экспонатов становилось все больше, стеллажи кабинета уже не вмещали огромное количество старинных вещей. Предстояло найти новое помещение, которым стала рекреация 2 этажа.
        12 мая 1999 года состоялось торжественное открытие в нашей школе этнографического зала «Русская старина».
        Инициаторами создания краеведческого зала явились учителя истории Умнова Л.А. и Василевский В.В. Их активными помощниками были учащиеся с 5 по 11 классы. Ребята с большим интересом включились в работу по собиранию старинных вещей, предметов быта, орудий труда. Они обращались к жителям села Казачья Слобода с просьбой подарить школе тот или иной старинный предмет, рассказать историю его создания, применения в жизни, на что сельчане отозвались с большой охотой.
    1. Первый экспонат был сдан Шебалковым Юрием в 1993 году. Это керогаз, он нашел его в сарае. Этим керогазом пользовались в 40-50-ых годах. Служил прибор для приготовления пищи. О его устройстве проинформировал отец Шебалков Николай Васильевич, проживающий по улице Шишкина.

    2. Душегрея – часть крестьянской женской одежды села Казачья Слобода. Принесена Маркиной Ольгой в 1995 году. Душегрея ее прабабушки Байдиной Нины Дмитриевны. Прабабушка надевала ее как самую дорогую вещь на большие праздники. В наше время душегрея использовалась при проведении осенней ярмарки и открытого урока на конкурсе «Учитель года».

    3. Сапожные колодки принесены Набатовым Алексеем в 1992 году. Сделаны колодки были в 20 веке, использовались его дедом для пошива сапог.

    4. Рушник принесен Зеленовой Светланой в 1997 году. Рушник семейный – это домотканое полотно, украшенное ручным кружевом, вышивкой. Использовался для семейных ритуалов: свадьбы, проводов в армию, новоселья. Этот рушник подарила бабушка Светы Зеленова Анна Ивановна.

    5. Плетеный кошель принесен Курбатовым Алексем в 1996 году. Найден на чердаке дома. По рассказам родителей Курбатовой Татьяны Ивановны и Курбатова Евгения Николаевича, использовался как пастушья сумка для хранения припасов.

    6. Двуручная пила подарена музею учителем школы Кочановой Валентиной Васильевной. Она была найдена в старом доме деда Четвертакова Александра Ивановича. Предназначение пилы определила Четвертакова Александра Михайловна, так как ее отец был пильщиком. Такие пилы использовались крестьянами в начале 20 века в отхожем промысле. Применялась эта пила в 20-30-ые годы.

    7. В 1997 году музею была подарена ученицей 8а класса Нестеркиной Надеждой люлька. Люлька семейная, в ней выросли мама Нади Назарова Лидия Александровна и бабушка ее Шанаева Вера Степановна с 1888 года рождения.     Не остались в стороне и учителя, которые тоже предоставили музею много интересных старинных вещей. Это Кочанова В.В., Хрустова Т.И., Молоткова В.А., Чуфистова М.Н.

        После того как предметы были собраны общими усилиями учеников и учителей они были приведены в надлежащий вид: отскоблены, отмыты, вычищены. В таком «сверкающем» виде они предстали на стеллажах зала «Этнография», сделанных учителем труда Калинычевым В.Н. Общее число экспонатов составило 360.
     
    Kamerton2007@yandex.ru
     
    Hosted by uCoz