Свободное общение, самоуправление и самообслуживание
Чтобы реализовать все намеченные цели и задачи, необходимо не только желание учителей, хорошие программы, но и детское самоуправление. С этой целью в школе создана детская общественная организация «Фантазеры».
Программа детской общественной организации «Фантазеры»
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
    Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
    Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Цель – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников.
Задачи     1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
    2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.
    3. Развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
Принципы построения и развития самоуправления.     1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
    2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
    3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
    4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
    5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
    6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
    7. Внимание к каждому ученику, приоритетность интересов учащихся.
Организация самоуправления:     1. учит ребят умению руководить и подчиняться;
    2. учит быть требовательным, объективным, самостоятельным;
    3. способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
    4. вырабатывает правильное отношение к критике;
    5. создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
    6. дает возможность четко и качественно организовать работу в отряде, школе.
УТВЕРЖДЕН
Директор школы Т.И. Хрустова
Устав детской организации «Фантазёры».
Общие положения
    Детская организация «Фантазёры» - добровольная, независимая, самоуправляемая организация учащихся 1 – 11-х классов действующая на базе Казачинской средней общеобразовательной школы Шацкого района Рязанской области.
    Цель: сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.
    Задачи:
развивать индивидуальные качества детей через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
развивать инициативу и творчество детей в процессе коллективных дел;
оказывать помощь окружающим людям.
Принципы деятельности
Деятельность ДО определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности.
Права и обязанности
Члены организации имеют право:
избирать и быть избранным в руководящие органы организации;
участвовать в проводимых организацией делах;
получать текущую информацию о работе ДО;
открыто высказывать своё мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими.
Члены организации обязаны:
соблюдать данный устав и выполнять решения организации;
активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и его традиции;
уважать права и считаться с интересами других членов организации.
Законы организации
Единство слова и дела.
Дружба и товарищество.
Честь и совесть.
Забота и милосердие.
Структура организации «Фантазёры»
Высшим органом детской организации «Фантазёры» является общий сбор. Он созывается 2 раза в год, рабочим органом является Совет актива.
Школьный актив избирается на один год и является Ораном самоуправления. Заседание актива - 1 раз в неделю.
Символы и атрибуты
Детская организация имеет свой девиз, флаг, эмблему, значок, гимны на каждом возрастном этапе.
Основные направления деятельности
Содержание деятельности детской организации «Фантазеры» определяется программой деятельности.
Внесение изменений в устав
Изменения могут вноситься один раз в год после рассмотрения поступающих в течение года предложений от членов организации.
Программа деятельности детской организации «Фантазеры»
Пояснительная записка
Данная программа разработана на заседаниях школьного актива. В основу программы положены принципы гуманистической педагогики:
признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
обязательный учет способностей и возможностей каждого ребенка;
уважительное отношение друг к другу;
создание ситуации успеха.
Содержание программы
«Знание»
«Здоровый образ жизни»
«Патриотизм»
«Зеленый мир»
«Труд»
«Досуг»
«Художественно-эстетическое развитие»
В работе по основным направлениям программы используются различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей трех ступеней. Первая ступень соответствует возрасту учащихся 1-4 классов, вторая – возрасту учащихся 5-7 классов, третья – возрасту учащихся 8-11 классов.
Направление «Знание»
Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Содержание совместной работы.
конкурсы «Юный биолог», «Юный физик», «Веселые математики» и др.;
вечера «Чудеса и тайны»;
занятия в предметных кружках и клубах;
интеллектуальная игра «Поле чудес», «Звездный час»;
конкурс «Эрудит»;
предметные олимпиады;
вечера занимательной науки;
конкурс «Компьютер и мы»;
бал литературных героев;
олимпиады;
конкурс КВН.
Направление «Здоровый образ жизни»
Цель: укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Содержание совместной работы.
Направление «Патриотизм»
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому страны; формирование гражданской позиции; приобщение учащихся к истокам русской народной культуры.
Содержание совместной работы.
викторины (на знание истории, быта, традиций родного края);
выставка, театрализованные представления «Из бабушкиного сундука»;
вечера «Преданья старины глубокой»;
праздник Масленицы;
военно-патриотический месячник;
смотр строя и песни;
конкурс инсценированной военной песни;
сбор краеведческого материала;
фольклорные экспедиции;
создание летописи родного села;
работа школьного краеведческого музея;
работа музея «Истоки»;
встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям, семьям погибших воинов;
патриотические чтения;
посещение музеев, священных мест Рязанщины;
спортивные соревнования памяти героев-земляков.
Направление «Зеленый мир»
Цель: популяризация экологических знаний, участие детей и подростков в решении экологических проблем.
Содержание совместной работы.
осенняя ярмарка;
выставки «Лесная фантазия»;
операция «Зеленая аптека» (сбор лекарственных растений);
конкурсы плакатов на экологическую тему;
конкурсы кроссвордов на экологическую тему;
игры «У природы нет плохой погоды» (по народным приметам);
конференции «Природа и мы»;
трудовые операции по охране природы «Скворечник», «Кормушка», «Роднику - жить», «Овраг»;
конкурсы экологических идей и проектов, их защита;
проведение праздника птиц.
Направление «Труд»
Цель: развитие трудовых навыков и умений детей, содействие юношеству в выборе профессии, участие детей и подростков в общественно значимой деятельности.
Содержание совместной работы.
эстафеты любимых занятий;
ролевые игры «Город весёлых мастеров»;
устные журналы «Сто дорог - одна твоя»;
организация и систематическое проведение акций и трудовых десантов по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школы, улицы, села;
изготовление и ремонт школьного инвентаря и наглядных пособий;
встречи с людьми разных профессий;
деятельность ученических производственных бригад;
работа на пришкольном участке.
Направление «Досуг»
Цель: организация досуга школьников.
Содержание совместной работы:
«Весёлые переменки»;
«Юморина»;
КВНы;
осенний и новогодний балы;
дискотеки;
организация и проведение праздников, утренников;
концерты художественной самодеятельности.
Направление «Художественно- эстетическое развитие»
Цель: становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Содержание совместной работы:
литературно-музыкальные композиции к юбилейным датам в искусстве;
конкурсы художественного слова;
конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов и фотографий;
театрализованные представления;
экскурсии в музеи, театры г. Рязани;
диспуты «Порядочный человек. Кто он такой?»
беседы психолога «Осмысленность личной жизни»;
анкетирование «Познай себя»;
беседы, вечера, классные часы на тему «Этикет»;
встречи с работниками РОВД, прокуратуры, администрацией сельского округа, медработниками.
Реализация деятельности
детской общественной организации «Фантазеры»
15 сентября 1990 года создана детская организация Казачинской средней общеобразовательной школы «Фантазеры».
Главная ее функция - это привлечение всех воспитанников к сознательному систематическому участию в управлении делами школы путем создания работоспособных органов коллектива.
Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на:
достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня;
адаптацию учащихся к жизни в обществе;
воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Детская организация «Фантазеры» является общественным формированием. Управление в нем осуществляют сами дети, то есть актив школы. Он играет огромную роль и несет большую ответственность за организацию работы и учебы. В актив выбираются инициативные ребята, кандидатуры которых предлагаются и обсуждаются на классных часах, на сборах и собраниях. Заседание актива подводит итоги работы за неделю и планирует школьную жизнь на следующую неделю. Все решения актива освещаются на общешкольной линейке. Работа с активом начинается с начальной ступени. Здесь важно научить каждого ребенка правильно выполнять свое поручение. В дальнейшем на средней и старшей ступени обучение усложняется, так как дети должны уже планировать работу, составлять отчет, уметь поощрять и делать замечания. Все это помогает ребятам осознать себя полноправными членами детской организации.
Ежегодно в школе проводится день самоуправления как конкретная целенаправленная деятельность, цель которой – повышение общественной активности учащихся, умение поставить себя в положение педагога и стремление вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями, навыками по вопросу самоуправления.
Торжественно проводится в школе прием ребят в детскую организацию, отчетно-выборные сборы и собрания, отмечается день рождения детской организации «Фантазеры».
Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом возрастном этапе:
1 ступень «Солнышко»
начальное воспитание (1-4 классы, 7-11 лет)
Цель:
выявление и развитие творческих способностей детей в игровой деятельности.
Задачи.
1.Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
2.Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
3.Формирование потребности в творческой деятельности.
4.Развитие художественно-эстетических способностей.
5.Воспитание духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
6.Способствовать созданию у детей ярких, эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
7.Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных качеств.
2 ступень «Бригантина»
воспитание в среднем звене (5-7 классы, 11-13 лет)
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
Задачи.
1.Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
2.Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
3.Воспитание здорового образа жизни.
4.Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
5.Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
3 ступень «Романтики»
воспитание в старшем звене (8-11 классы, 13 -17 лет)
Цель: воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи.
1.Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2.Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
дальнейшей профессиональной учебы;
выполнения гражданских обязанностей;
успешной жизни и деятельности в условиях современной жизни.
3.Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самореализации.
4.Дальнейшее физическое развитие личности.
5.Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Традиции школы – это основные моменты, на которых базируется вся воспитательная работа.